логотип Консультант Плюс Смоленск лого
Компания "КонсультантПлюс Смоленск" » Правовая поддержка » Новости законодательства » Изменения в законодательстве для бюджетных организаций

Изменения в законодательстве для бюджетных организаций

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В статье мы приведем обзор поправок, введенных Федеральными законами от 07.06.2017 N 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и от 18.06.2017 N 125-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

 

Изменения трудового законодательства

 

Изменения, внесенные Федеральным законом N 125-ФЗ, затрагивают следующие вопросы.

Установление работнику неполного рабочего времени. В ст. 93 ТК РФ включена норма ч. 1 п. 8 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время" (далее - Постановление N 111/8-51).

Напомним: указанной нормой определено, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели, сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены), сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.

В ранее действовавшей редакции ч. 1 ст. 93 ТК РФ предусматривалось, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно внесенным изменениям ч. 1 ст. 93 ТК РФ представлена в следующей редакции. По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

Кроме того, указанная статья дополнена ч. 2, в силу которой работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе:

- беременной женщины;

- одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

- лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

В связи с принятием указанных изменений, а также в связи с урегулированием иных положений Постановления N 111/8-51 Трудовым кодексом (ст. 93100121105108119190258259) указанное Положение признано утратившим силу Приказом Минтруда России от 29.12.2016 N 848 "О признании не действующими на территории Российской Федерации и утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Союза ССР и РСФСР".

Отметим, что согласно изменениям, внесенным в ст. 101 ТК РФ, лицу, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Перерывы для отдыха и питания. Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень данных работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Федеральным законом N 125-ФЗ ст. 108 ТК РФ дополнена новой нормой, в силу которой правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что перерыв для отдыха и питания может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Оплата сверхурочной работы. Статья 152 ТК РФ предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В связи с возникающими на практике проблемами при учете суммированного рабочего времени с целью приведения к единообразию применения ст. 152 ТК РФ при различных режимах рабочего времени Федеральным законом N 125-ФЗ предлагается инкорпорировать положения п. 4 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" в ст. 152 ТК РФ.

Статья 152 ТК РФ дополняется ч. 3, устанавливающей, что работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 ТК РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.

Правомочность действия данной нормы подтверждена Решением ВС РФ от 30.11.2005 N ГКПИ05-1341, согласно которому при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Исходя из ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени.

Частью 2 указанной статьи определено, что конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Федеральным законом N 125-ФЗ ст. 153 ТК РФ дополнена ч. 3, в силу которой оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 00.00 до 24.00).

Напомним, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, производится в соответствии с Перечнем работ, профессий, должностей этих работников, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252.

 

Публичность и открытость деятельности учреждений

 

В целях совершенствования порядка предоставления информации о государственных (муниципальных) учреждениях, ее размещения на официальном сайте для размещения такой информации и ведения официального сайта, обеспечения возможности размещения на официальном сайте сведений о государственных (муниципальных) учреждениях органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, как уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на утверждение (принятие) основного числа публикуемых документов, принят Федеральный закон N 113-ФЗ.

Напомним, что бюджетные и казенные учреждения в целях обеспечения информационной прозрачности и открытости своей деятельности обязаны размещать сведения о ее результатах на официальном сайте в Интернете (ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Аналогичная норма предусмотрена в отношении автономных учреждений (ч. 14 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях - www.bus.gov.ru. Порядок предоставления и размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание, на официальном сайте РФ в Интернете, а также правила ведения указанного официального сайта установлены Приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н <1>.

--------------------------------

<1> Вступил в силу с 01.01.2012.

 

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения такой информации подлежат размещению следующие документы (п. 3.3 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ):

- учредительные документы учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

- свидетельство о государственной регистрации учреждения;

- решение учредителя о создании учреждения;

- решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

- положения о филиалах, представительствах учреждения;

- план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- годовая бухгалтерская отчетность учреждения;

- сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

- отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Согласно внесенным изменениям начиная с 01.01.2018 указанный перечень пополняется следующими документами:

- бюджетной сметой казенного учреждения, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;

- решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий.

Также с 01.01.2018 предусматривается, что вышеуказанные документы не публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в Интернете, если содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Исходя из положений ч. 3.5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно обеспечивают открытость и доступность информации посредством предоставления Федеральному казначейству необходимых сведений для их дальнейшего размещения на официальном сайте.

Федеральным законом N 113-ФЗ предусматриваются изменения, которые предполагают размещение необходимых сведений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) бюджетных и казенных учреждений, как уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на утверждение (принятие) основного числа публикуемых документов. При этом Федеральным законом N 113-ФЗ предусмотрен аналогичный порядок публикации информации в отношении автономных учреждений.

В настоящее время создан ряд государственных информационных ресурсов, позволяющих использовать имеющиеся сведения в целях формирования и предоставления необходимой информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Например, в целях организации электронного юридически значимого документооборота при реализации бюджетных правоотношений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система) формируются и ведутся на основе информации и документов органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, а также иных органов следующие реестры:

- реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

- реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);

- реестр соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ;

- базовые (отраслевые), а также ведомственные перечни государственных муниципальных услуг и работ.

Указанные реестры уже содержат в себе информацию, предусмотренную для предоставления государственными (муниципальными) учреждениями в целях дальнейшего ее размещения на официальном сайте.

Таким образом, предлагаемые Федеральным законом N 113-ФЗ изменения обеспечат возможность использования сведений, содержащихся в информационных ресурсах, для размещения на официальном сайте, что, в свою очередь, будет способствовать соблюдению принципа однократности ввода информации и многократности ее использования, обеспечению синхронного изменения сведений в различных информационных ресурсах. Кроме того, сведения в информационных ресурсах формируются и автоматически изменяются на основе сведений Единого государственного реестра юридических лиц, иных сведений, имеющихся в распоряжении Минфина и Федерального казначейства, поэтому не требуются представление и проверка целого ряда документов. Также автоматическое формирование информации на основе сведений и документов, содержащихся в данных ресурсах, позволит сократить неэффективные расходы учреждений на операторский ввод информации на официальном сайте.

Федеральным законом N 113-ФЗ предусмотрено право передачи органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, полномочий по размещению информации об учреждении на официальном сайте самому учреждению.

Публикация данных документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в Интернете и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

 

* * *

 

В заключение отметим, что Федеральный закон N 125-ФЗ вступил в силу 29.06.2017; положения Федерального закона N 113-ФЗ, в свою очередь, начнут применяться с 01.01.2018.